Статья опубликована на портале «Эксперт. Татарстан». Автор — Анжелика Хасанова.

23 сентября актеры национального молодежного театра республики Башкортостан им. Мустая Карима в рамках гастрольного тура представили спектакль «Отель двух миров», который заставил зрителей казанского ТЮЗа задуматься о жизни и смерти.

Небольшая, но уютная сцена оформлена довольно просто: несколько «вокзальных» кресел, чемоданы, позади лифт, который не сразу бросается в глаза, слева – велосипед, а справа – несколько футуристическая конструкция, отдаленно напоминающая стойку ресепшн.

Среди всех этих, казалось, привычных вещей разворачивается невообразимое: ведь на сцене не просто вокзал или гостиница, а «Отель двух миров» — место отдыха душ, застрявших между жизнью и смертью. Все персонажи очень реалистичны, и, как бы иронично это ни прозвучало, необычайно живые. Со скоростью света меняются их настроения: от отрицания своей кончины — вплоть до паники и истерики. Персонажам невозможно не верить: интонация, мимика, даже передвижения — безукоризненно «жизненны».

Изображаемые чувства заражают весь зрительный зал. Зрители становятся свидетелями того, о чем беспокоятся люди, жизнь которых висит на волоске. Их мысли и чувства «обнажаются» и «выливаются» хаотичными порциями.

Притча поднимает серьезные философские темы, которые беспокоят многих людей. Ключевые монологи действующие лица произносят с середины сцены, адресуя их в зал, а не друг другу. Они размышляют о жизни, смерти, вере, любви, и стремлениях. Некоторые реплики пропитаны необычайной грустью, другие — заставляют задуматься, а третьи — воодушевляют.

Правда, не стоит думать, что «Отель двух миров» стал одним лишь догматом о том, как важно ценить то, что имеешь. Спектакль «разбавлен» обильным количеством шуток и острот, которые герои чрезвычайно едко «мечут» друг в друга. Последние связаны преимущественно с Лорой – частой посетительницей Отеля. Светлана Бронникова, сыгравшая героиню, моментально сняла напряженность в зале своей неподдельной и заразительной жизнерадостностью.

Не будет преувеличением сказать, что наиболее комичным и гротескным героем стал Президент. Андрей Шрайнер даже как будто чертами лица «вписался» в роль меркантильного финансиста. А его беспокойные перемещения по сцене, размахивания руками и возмущенные выкрики волей-неволей вызывали улыбку – настолько хорошо удалось Шранеру «вжиться» в роль своего персонажа.

Очевидно, что полноценно оценить пьесу Эрика-Эммануэля Шмитта, можно лишь благодаря блистательной игре актеров. И Национальному молодежному театру республики Башкирия однозначно удалось это сделать.

У пьесы открытый финал, который зрители могут трактовать по-своему. В конце концов, никто не знает, что же ждет нас в конце.