Интервью с Мударисом Багаевым, автором пьесы «Было бы денег мешок…»

Интервью с Мударисом Багаевым, автором пьесы «Было бы денег мешок…»

Медовый вкус творчества
Автор: Зухра Буракаева, руководитель литературно-драматической частью НМТ им. М.Карима

Всегда интересно познакомиться с человеком, о котором давно и много слышала, что-то читала из его произведений. “Когда будешь знакомиться, обрати внимание на его руки”, — сказал мне мой директор Азат Зиганшин (да, да, тот самый – актер, певец, режиссер, а теперь и директор родного для него Национального Молодежного театра им. М. Карима, с которого начинался его творческий путь).
Первое знакомство с героем моего повествования – драматургом Мударисом Багаевым было беглым, буквально на лестнице, но, следуя указаниям Азата Надировича, бросилась пожимать ему руку. Мощная, крепкая мозолистая ладонь. Да, действительно трудно представить этого высокого, жилистого мужчину с лицом отважного воина и такими вот руками, склонившегося за столом над рукописями и сочиняющего развеселую музыкальную комедию…
И вот на днях мы вновь встретились с Мударисом Басировичем. Собран мед с его большой личной пасеки – пятьдется ульев! — и он, наконец, выкроил время приехать в Уфу – к сыновьям и к нам в театр, по творческим делам: как никак, в ноябре состоится премьера его музыкальной комедии “Было бы денег мешок…”
Первое знакомство – всегда неловкость. Вначале перед ним я чувствовала себя эдакой изнеженной кабинетной барышней, которая уже и забыла, когда в последний раз полола грядку… Но главное качество моего гостя – искренность и юмор – тут же вывели наш разговор на нужную волну. Оказалось, что мы оба одинаково относимся к тем или иным явлениями нашего башкирского театра, литературы, иным людям, и прочая, прочая… И вот уже через минут пять было полное ощущение, что я общаюсь с хорошим знакомым, с которым я давно не встречалась и не могу наговориться. Какое это счастье, знать, что ты не один в этом мире с такими же мыслями, чувствами, сомнениями…
Вдали от городской суеты, в Ишимбае, он выстроил для себя свой мир – с огромной пасекой недалеко от города, с необходимым для любого пишущего человека уединением, с принципиальным нежеланием быть в чьей-либо “стае”.
Спрашиваю, как же ему – выпускнику сельхозинститута, отдавшему немало лет совхозам и колхозам как экономист и агроном, вдруг захотелось стать писателем? Оказалось, что начал он с сатирических стихов и юморесок, но вот некто из республиканской газеты назвал его антисоветчиком, а это в те времена было серьезным обвинением, могущим перечеркнуть все в твоей жизни. И надолго отбил охоту писать и печататься. Но потом, к пятидесяти годам, как говорится, “прорвало”. Полились и стихи, и проза — небольшие рассказы, которые он все время оглавлял как “быль”, за что получил в писательских кругах прозвище “человек-быль”, детские рассказы, повести. В издательстве “Китап” издали книгу детских рассказов и повестей “Сколько слоев дна у бездонного озера?”
К моменты творческого прорыва сыновья Фидарис и Флорид уже были взрослыми. Сын Флорид тоже писал стихи, и на республиканский поэтический фестиваль “Родники вдохновения” в г. Белебей решили ехать вместе. Стали лауреатами.
А к драматургии он пришел неожиданно. Туймазинский театр гастролировал в Ишимбае. Посмотрел Мударис Басирович комедию одного из наших драматургов, да так она ему не понравилась, что он подумал: «Вроде прославленный драматург, а пишет ерунду. Уж такое я точно напишу!» Пришел после спектакля, сел и написал первый акт. На следующую ночь – второй. Все аккуратно переписал в общую тетрадь, и оставил на вахте Салаватского театра, постеснялся сам зайти в литературный отдел. Оставил – и забыл.
Через полгода – звонок. «Ой, наконец мы вас нашли! Мы всю Уфу с ног на голову подняли, куда только не звонили! У вас завтра – премьера!» Можно представить себе состояние нашего героя… «Когда меня вызвали на сцену, меня трясло от страха, я закрыл лицо букетом и боялся взглянуть в зал», — смеясь, рассказывает он. Оказалось, что та тетрадка неожиданным образом попала к художественному руководителя Стерлитамакского театра и режиссеру Гульдар Ильясовой. Пьеса ей сразу пришлась по душе, но труппа решила не рисковать и не ставить неизвестного автора. Гульдар Музафаровна, известная в театральных кругах как человек, добивающийся своих целей, поставила пьесу в Салаватском театре. Так вот – этот спектакль «Бабий бунт» до сих в репертуаре театра – вот уже 13 лет! Так завязалась дружба между драматургом и Салаватским театром. Всего здесь было поставлено 4 пьесы, среди них одна детская. Одна пьеса была поставлена в Сибайском театре. А теперь вот режиссеры Олег Ханов и Азат Зиганшин, дружба с которыми завязалась еще в Салавате, «лепят» из Мудариса Багаева столичного драматурга. К 70-летию Великой Победы в Башкирском академическом театре им. М. Гафури Олег Закирович поставил драму «Два сновидения», а в Национальном молодежном театре им. М. Карима – самый разгар репетиций музыкальной комедии «Было бы денег мешок…»
Узнав автора поближе, теперь уже не задаюсь вопросом, откуда такие разные темы – глубокая драма с ощущением безысходности и такие задорные, безбашенные комедии. (Кстати, драматург поделился своим секретом написания комедий, появившийся с тех самых пор. Одна ночь – один акт, вторая ночь – второй акт. Иначе все затянется и уйдет настоящее, живое, рожденное вдохновением…)
В большой семье Мудариса Басировича было много печального, как и в любой семье в нашей стране, пережившей трагический и кровавый двадцатый век. Раскулачивание, война, голод и лишения, несправедливость, о которой нужно молчать, стиснув зубы, жесточайшая борьба и за выживание, и за родовое достоинства… И все это – так близко, так ощутимо… Подумать только – мама Мудариса Басировича осталась трехмесячным младенцем, когда отца раскулачили и увезли на лесоповал. Все отняли. Семью из шестерых детей выгнали в летний саманный домик с земляным полом, ладно, хоть оставили циновку из лыка… Но бабушка Минзия была не из тех, кто сдается. Как никак, правнучка самого Кинзи Арсланова!.. Высокая, сильная, она умела и шубы кроить, и валенки валять, и печи класть. Благо, что кругом была русская деревня Михайловка – туда и нанималась на работу. Однажды шла она усталая с работы, и видит пастуха из башкир в кожаных штанах своего мужа. Вся ярость, вся боль всколыхнулась в молодой женщине, она погналась за пастухом, догнала его, повалила и пинала, пинала… Пока не опомнилась – за это ведь и посадить могут, а дети дома, голодные. Хорошо хоть пастух не проговорился, видать, стыдно было, что его женщина избила.
История ее замужества тоже интересная. Отец Минзии – авторитетный мулла — понимал, в какой стране он оставляет жить своих детей и что им грозит за их знатную родословную. Он пригласил на разговор сорокалетнего муллу Шаяхмета Багаева – человека волевого, надежного – и сказал, чтобы он взял во вторые жены его шестнадцатилетнюю дочь. И вот первая жена муллы родила семерых, вторая – шестерых.
После шести лет хозяин вернулся с лесоповала, все вздохнули посвободней, стали жить все вместе, как и прежде. Но тут пришла война, и сыновья стали уходить на фронт. «Один из братьев матери, — рассказывает Мударис Басирович, — погиб на Сталинградской битве, другой вернулся с одной рукой, но с пятью орденами… Чем больше узнаешь историю своего рода и семьи, тем больше тем для драм…»
Дед Шаяхмет прожил до 81 года, всегда был в вере, исполнял все религиозные обряды и приобщал к вере других. Он и его братья – Валиахмет и Галиахмет, были настоящими батырами – всегда держали первенство на сабантуях в национальной борьбе куреш. Недаром ведь и деревня называется Батыр (это в Федоровском районе, родовые земли башкир-юрматинцев).
«В нашем роду все крепкие, многие из них – чемпионы по куреш, — с гордостью делится Мударис Багаев. — Однажды в сборной республики на российский чемпионат в г. Чебоксары поехали восемь родственников из нашей деревни. Именитый чемпион мира по куреш Радиф Акчурин тоже из наших!»
Вот такой крепкий род. И, видимо, кроме силы физической и духовной, их спасало еще чувство юмора. Во всяком случае, Мударис Басирович уже в недолгом разговоре покорил меня меткостью выражений, умением играть словами и каламбурить, искренним смехом. Таким же живым и сочным языком написана и пьеса «Было бы денег мешок…» И есть большая уверенность, что веселая, эксцентричная история из жизни башкирских городских богачей начала ХХ века которая будет иметь зрительский успех. Учитывая, сколько артистов в башкирской труппе театра с имеют яркий комедийный талант, а сколько в ней поющих артистов с именами, можно представить, на каком уровне будет эта музыкальная комедия! Тем более, что творческая группа состоит из громких имен: режиссер-постановщик Азат Зиганшин, композитор Ришат Сагитов, хореограф Сулпан Аскарова, художник Альберт Нестеров и художник по костюмам Альбины Жерлицына.
Так что, ждем ноября, уважаемые читатели «Истоков» и добро пожаловать к нам, в Молодежку, на новую постановку пьесы Мудариса Багаева «Было бы денег мешок…»!

Интервью напечатано в газете «Истоки»