На парусах вплывая в современность

610

Перед самым Новым годом посетила премьеру: новый спектакль в репертуаре Национального молодежного театра им. Мустая Карима – инсценировка знаменитых «Алых парусов». Зал был полон школьников, последние учебные дни 26 и 30 декабря благоприятствуют своей праздничной атмосферой.

В сущности, для детей – это поход на елку, которая стоит в фойе, и всех зрителей: и больших, и маленьких – ждет небольшой новогодний скетч с непременным Дедом Морозом и Снегурочкой. А потом уже, собственно, спектакль, чье название как штамп для молодежных мероприятий, типа знаменитого бала выпускников в Санкт-Петербурге.

С расхожими образами работать всегда непросто. Поэтому спектакль получился неоднородный, и что-то удалось более, что-то менее. Из книги Александра Грина взята какая-то канва и новыми мотивами расцвечена, расшита Аллой Решетниковой. После первого же действия мне захотелось узнать, кто писал инсценировку, кто взял не клише, а вытащил глубинные слои, прошитые в тексте повести, но затертые слишком растиражированной фабулой.

О природе конфликта Меннерса, отца Ассоль, с односельчанами вообще, а не только с жадным трактирщиком, о постулатах воспитания детей в препираниях родителей Грея – все эти мысли и мотивы насквозь современны и актуальны. Несомненно, Алла Решетникова – молодец, отлично проработала множество деталей и диалогов… Все ситуации и слова дают пищу юному пытливому уму. И спор о мечтах и действительности между отцом и бродягой-менестрелем, и притеснение Ассоль ровесниками (кажется, в современной педагогике это называется буллинг). А уж безоговорочная поддержка всех изысканий юного Грея его матерью, которая в спектакле и сама творческий человек, все время рисует за мольбертом, – это прямая цитата из современных детских психологов.

Еще, помимо инсценировки, очаровало сценическое решение художника Даяна Тувалева – восхитил момент с символическим раскрытием парусов, низвержением алого водопада полотен. «Времени было мало, поэтому не все задумки удалось осуществить», – вздохнул сам художник после спектакля. Времени было мало, видимо, и для записи музыки, ибо музыкальное сопровождение напомнило мне о расстроенных пианино в былых детских садах на утренниках. Никакой современности, никакой симфонии моря и глубины, которая вполне себе возможна в мире современных цифровых технологий. Впрочем, это можно объявить приемом-стилизацией – погружаем, мол, в атмосферу. Только какой эпохи? Советских семидесятых.

Хотя, как и полагается, сама Ассоль нежная и вдумчивая, Грей – решительный и мужественный, но главными героями и главными носителями идей стали старшие персонажи, их родители. Может, это и хорошо, после такого спектакля и родители освежат свои взгляды на воспитание, и дети увидят, как много взрослые думают о них.

https://istoki-rb.rbsmi.ru/news/na-parusakh-vplyvaya-v-sovremennost/