Размышления у парадного подъезда Про две премьеры Молодёжного, полюбившиеся… молодёжи

1133

В минувшие вторник и среду Национальный Молодежный театр Республики Башкортостан закрывал (с учетом двух трупп — русской и башкирской) свой юбилейный, двадцать пятый сезон. На Большой сцене НМТ 19 мая со зрителем до осени прощались «славяне», напоследок вновь представившие одну из недавних, но уже успевших нашуметь премьер — «Чехов. Вишневый сад», которая приурочена к 155-летию со дня рождения Антона Павловича. А в пространстве Камерной 20-го числа пятого месяца Года литературы (чеховская комедия, кстати, тоже своего рода поклон оному) к публике вышла «могучая кучка» башкирских актеров — в сценической версии знаменитой повести Чингиза Айтматова «Пегий пес, бегущий краем моря» занято их совсем немного…
Не стану рассуждать сейчас о проекте режиссера Вячеслава Чеботаря, поговорить о котором, безусловно, нужно — хотя я и не отношусь к числу явных приверженцев опыта многословного Саввы (так он сам себя называет). И несмотря на это, я считаю, что нельзя запрещать спектакль (а некие слухи о том до меня докатились), сняв его, скажем, еще до того, как окупятся хотя бы малые затраты на постановку. Напротив, важно поразмышлять о природе данного явления. А еще понять, почему подобное воплощение чеховского текста вызывает повышенный интерес у молодых зрителей НМТ и чувство отторжения у того поколения, которое еще не забыло передач «Театр у микрофона» и голоса Ольги Леонардовны Книппер, игравшей Раневскую в спектакле, транслируемом по радио на весь Советский Союз… На театре не надо страшиться чего-то непонятного и, как следствие, спускать сверху «указиевки», опасаться эпатажа и, может быть, скандальной реакции… Не соглашаетесь со спектаклем, господа? Пожалуйста, это ваше право, спорьте с пеной у рта, отстаивайте свою точку зрения, переходя на крик, но только, ради Бога, не командуйте, не забывайте пушкинское: «Мы почитаем всех нулями, а единицами — себя»…
…И то же самое я могу сказать о «Пегом псе», премьера коего прошла в далеком Кыргызстане, на земле, подарившей нам Айтматова, удостоившись теплого отклика родных Чингиза Торекуловича… Помню, как «гоняли» на репетиции актеров режиссер Мусалим Кульбаев и автор пластического решения Ирина Филиппова (Москва), спешившие выпустить притчу к определенному сроку — впереди явственно маячили Бишкек и визит туда правительственной делегации нашего региона, связанный с Днями культуры и науки Башкортостана в дружественной республике… И спектакль получился. Он есть и будет жить, заставляя все новых и новых зрителей думать, чувствовать, сопереживать. А еще он учит юных не только видеть то, что находится вокруг, но и направлять свой взор в собственную душу. А иначе невозможно понять истину, относящуюся к категории вечных: с колыбели человечества все мы оказались в одной лодке и имя ей — мир, Вселенная, твой дом…
Я люблю эту работу актеров башкирской труппы НМТ, равно как и всей постановочной группы, в состав которой вошли также художник Юлия Гилязова и музыкальный руководитель Ришат Сагитов. Добавлю: в «Пегом псе» звучат фрагменты уникального произведения композитора Владимира Мартынова «Дети выдры». (Автор инсценировки — Мусалим Кульбаев, на башкирский текст ее перевел мой коллега из газеты «Стерлитамакский рабочий» Фаяз Юмагулов.) И мне жаль, что шла она в минувшем сезоне нечасто, почему-то попав у соответствующего ведомства в число пасынков. Что уж там за сбой произошел? Возможно, он связан с тем, что созданный для камерного пространства спектакль попал в Кыргызстане на сцену, равную по количеству мест ГКЗ «Башкортостан». И все же он выдержал испытание. И не его вина, что иной торопится делать выводы… Говорят, некто, ныне возглавляющий одну из концертных организаций республики, а ранее имевший отношение к народной хореографии, безумно хохотал, увидев во время показа в Бишкеке сцену камлания: мол, разве так выглядят настоящие карякские танцы… Ну что я могу ответить человеку, лишенному воображения? Только одно. Читайте книги, интересуясь попутно историей вопроса. Чингиз Айтматов, друживший с писателем-нивхом Владимиром Санги, создал книгу по мотивам РАС-СКА-ЗОВ своего товарища о его народе. И был абсолютно точен… художественно. И данный подход отличает и авторов спектакля «Пегий пес, бегущий краем моря», во главу угла поставивших не этнографию, а образность, действующую на человека во сто крат сильнее.
…В финале спектакля, прошедшего 20 мая, до аплодисментов, взорвавших Камерный зал, в воздухе повисла бесконечная пауза. Народ оцепенел и не сразу вышел из состояния, в которое его ввергли и сама притча, и сценическое решение, и актерская игра, и потрясающая музыка Мартынова…
Мне кажется, что этим спектаклем Национальный Молодежный театр Республики Башкортостан может и должен гордиться. Так что до встречи в новом сезоне, «Пегий пёс»! И с «Вишневым садом» я тоже не собираюсь прощаться надолго…

1432319686_l-z_84174 1432319737_l-z_84294 1432319749__lzf7939
НА СНИМКАХ: фрагменты спектакля «Пегий пес, бегущий краем моря» (20 мая 2015 года);
в процессе репетиции (18 февраля того же года); благодарный зритель.

Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.