Трагедия власти и власть трагедии

Трагедия власти и власть трагедии

«Страх заставляет людей размышлять», — писал древнегреческий философ Аристотель. Именно об этом источнике раздумий и о многом другом — пьеса «Калигула», премьера которой состоится 2 декабря в Молодежном театре.
Автор: Елена ПОЗДНОВА
Опубликовано на портале и в газете «Республика Башкортостан»
http://resbash.ru/stat/2/9819

Почему именно это произведение выбрано для постановки? В век информационных технологий, технического прогресса само время убыстряется и диктует новые понятия о мире. Жесткость без сантиментов, прагматичность, чрезмерные амбиции — весь этот арсенал бомбит искусство по всем направлениям. И вдруг — история древнего Рима, могущественного императора Гая Юлия Цезаря Августа Германика, а коротко и знакомо — Калигулы, богатые патриции и перипетии закулисных интриг.
Эта пьеса о трагедии власти и трагедии одиночества. В центре — Калигула, римский император, известный своей жестокостью, граничащей с безумием. Хотя могущественный правитель Рима наделен неограниченной властью, он предстает как человек мятущийся и несчастный. Калигула сознает свою беспомощность, потому что люди умирают, а он не способен ни прекратить людские страдания, ни остановить смерть. И тогда приходит чудовищная мысль, что раз смерть рано или поздно все равно настигнет любого, так не лучше ли принять ее от рук любимого императора. Он отбирает жизни, но и его собственная жизнь для него ничто.
Идея поставить трагедию родилась давно, но браться за пьесу нобелевского лауреата Альбера Камю непросто. Режиссер Азат Зиганшин не искал легких путей: чем серьезнее и масштабнее произведение, тем больше сила притяжения. Образы, мастерски созданные Камю, волнуют нас и сегодня, и помочь актерам воплотить их на сцене — все равно что стать виртуозным дирижером, который чутко чувствует оркестр. Режиссер решает свести до минимума внешние атрибуты и осовременивает героев и пространство сцены. Актеры играют в обычных костюмах, семь телевизоров и семь экранов будут отражать сильнейшие эмоции главного героя в мельчайших подробностях. Это подразумевает прямой контакт со зрителем, а в сочетании с максимальной достоверностью возникнет ощущение невероятной близости, реальности событий, разворачивающихся на сцене.
Атмосфера далекого прошлого приобретает сегодняшние оттенки. Абсурд? А разве в нашей с вами жизни его нет? Спектакль «Калигула» Азата Зиганшина своевременен и актуален еще и потому, что дает возможность пристальнее вглядеться в себя и ценить жизнь, вопреки всему. Может, и вы найдете для себя некоторые ответы? Ведь театр — это потрясение, которое иногда просто необходимо, чтобы по-другому взглянуть на этот мир.
Режиссер-постановщик — Азат Зиганшин, в ролях — Вадим Клысов, Рушана Бабич, Шагит Хамматов, Рамзиль Сальманов, Салават Юлдашбаев. Перевод кинодраматурга и писателя Зухры Буракаевой. Композитор — Урал Идельбаев.

КСТАТИ


Альбер Камю — французский писатель, публицист и философ. Получил при жизни нарицательное имя Совесть Запада. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1957 года.

Пьеса «Калигула» была написана в 1937 году, но автор многократно переделывал ее текст, и свой окончательный вид трагедия обрела лишь спустя двадцать лет.