В Национальном молодежном театре РБ им. Мустая Карима подвели итоги 32-го театрального сезона и готовят к следующему сезону сразу две премьеры. Спектакль “Отец” по пьесе Максима Горького “Последние” и спектакль “Всегда один” по пьесе Алексея Пояркова “Татарин маленький”.
Надо сказать, что уникальный двуязычный театр постоянно радует своих зрителей постановками и на башкирском, и на русском языках. В прошедшем сезоне, например, репертуар театра пополнился восемью разножанровыми и разновозрастными спектаклями. Премьеры русской труппы – это “Капитанская дочка”, “Зимняя небылица”, “Дни Савелия” и “Звезда героя”. Башкирская труппа НМТ представила зрителям спектакли “Арба”, “Глава вторая”, “Легенда о любви” и “Приключения Ходжи Насреддина”.
Комедия “Татарин маленький”, написанная в 1997 году и вошедшая в свое время в шорт-лист “Антибукера”, принадлежит перу успешного киносценариста, драматурга, режиссера и бывшего физика, автора сценариев нескольких телесериалов и множества рекламных роликов Алексея Пояркова. Эта остроумная и щемяще-ностальгическая пародийная пьеса с большой любовью подсмеивается над штампами русского театра и драматургии.
Возможности пьесы очень значительны, но главное ее достоинство, кажется, в том, что она чрезвычайно игровая, легкая и живая, явно рассчитанная на исполнителей, владеющих фарсовым, парадоксальным способом сценического существования.
Именно таким и является многогранно талантливый актер Андей Шрайнер, который органичен в самых разных образах.
“Татарин маленький” Алексея Пояркова – это нечто на грани реальности и абсурда. На первый взгляд, все вполне правдоподобно. Некий провинциальный помещик Коляй Коляич, страдающий не то провалами памяти, не то легким помутнением рассудка. Он когда-то был умным и начитанным, и звали его уважительно – Николай Николаевич. Теперь он опустился, живет в пыли и в полном одиночестве… Усадьба в запустении, дела тоже, но тут неожиданно появляются незваные гости, которые, как известно, хуже татарина. Один назвался соседом, которого Коляй Коляич, к стыду своему, не помнит, другая – женой, также совершенно забытой.
Эльвира Шрайнер, актриса НМТ, режиссер-постановщик:
– Наш спектакль приурочен к пятидесятилетию моего мужа и коллеги по театру Андрея Шрайнера. Он же исполнит главную роль Коляй Коляича. Если говорить про жанр спектакля, то можно определить его как трагифарс.
Бенефис Андрея, мы надеемся, будет ярким и веселым, как и полагается водевилю. Премьера назначена на 1-2 ноября 2022 года.
Команда у нас собралась серьезная. Художник-постановщик – Юлия Гилязева, пластиограф – Эдгар Валиев. Андрей вместе со мной занимается так же режиссурой этого спектакля.
Андрей Шрайнер, заслуженный артист РБ:
– История наша похожа на лихо закрученный детектив. Порой она звучит отголосками пьес и рассказов Антона Павловича Чехова и в то же время пересекается с сегодняшним настоящим, жестоким и бескомпромиссным, как пьесы Жан-Поля Сартра, мистическим, как мир Гоголя или Булгакова. И в то же время пьеса легкая и яркая, как водевиль. Бесконечное смешение жанров похоже на нашу жизнь. Но здесь нет нотаций, нравоучений, наставлений и прочих подобных вещей. Каждый найдет здесь что-то свое.
Нашей команде интересно это сочинить и прожить. Надеюсь, зрителям это тоже будет интересно.