РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН, УФА, ЛЕНИНА, 62

Играем Пушкина…

В Национальном молодежном театре имени Мустая Карима начался новогодний марафон сказочных представлений. Один из самых красивых спектаклей – «Играем Пушкина: Царевна-Лебедь», премьера которого состоялась на днях. Главными зрителями стали – ученики начальных классов, учителя. И я тоже посмотрела ее с удовольствием. Поэтичная, музыкальная постановка заворожила всех. О спектакле рассказывает режиссер-постановщик народная артистка РБ Ольга Мусина.

– Ольга Геннадьевна, новогодняя постановка про царя Салтана, конечно, не случайна.- Следующий год – год Пушкина, будем отмечать 225-летие гения русской литературы. Думая о новых постановках, театр остановил выбор на данной сказке, прежде всего потому, что это – прекрасный пушкинский слог. Мне же было интересно поработать со стихотворным материалом. Надо сказать, произведение не предназначено для постановки. Есть у Пушкина драматургические вещи – «Борис Годунов», «Маленькие трагедии», адаптированные для сцены. «Сказке о царе Салтане» в этом плане нужна была доработка.

– И эти изменения гармоничны. Мы увидели таких колоритных персонажей. Визитеры острова Буян – и в турецких чалмах, и в японских кимоно, и в рыбацкой амуниции. Такого, правда, в литературной сказке нет.

– Нужно было разнообразить материал, в котором много повторяющегося текста (у сказки своя поэтическая ткань, и там повторы выполняют определенную задачу). А мы, просвещая, должны одновременно и развлекать. Дети нынче привыкли, что называется, к «короткому метру». Они не расстаются с планшетом, смартфоном, в которых смотрят небольшие ролики. Их внимание на это и заточено, а у нас сказка идет час пять минут. Поэтому мы добавили в текст и веселые частушки, и ситуации, в которых раскрываем персонажей. К примеру, хотелось показать коварство сватьи бабы Бабарихи и сестриц, как они взяли власть над царем Салтаном. Он же буквально задыхается в их объятиях.

– И мы дружно за него переживали! Дети весьма живо следили за действом. Тишина в зале нарушалась, но давайте сделаем скидку на возраст, когда все увиденное хочется тут же обсудить! Но глаз со сцены они не сводили…

– Удержать внимание маленького зрителя – большая задача. Еще знаменитый драматург, педагог, народный артист РСФСР Зиновий Яковлевич Корогодский говорил о том, что дети должны смотреть спектакли со своими родителями. Он в советское время сделал революцию в детских театрах. И, когда мы были еще ТЮЗом, легендарный педагог побывал у нас, дал свои наставления: подчеркивал, что просмотры детских спектаклей должны быть семейными, чтобы родители сразу объясняли малышам непонятные моменты, и тем самым внимание к постановке не ослабевает. К тому же совместное впечатление от просмотра важно, именно тогда будет польза. Еще момент – к посещению театра детей надо заранее готовить, рассказать о культуре поведения, познакомить с произведением, по которому будет спектакль. Это определенная работа, но необходимая, если мы хотим результата.

– Сказка – о верности, справедливости, общечеловеческих ценностях…

– Поэтому она очень нужна нам, чтобы юные зрители впитывали уроки добра. Произведению почти двести лет, но оно современно и актуально сегодня даже более, чем когда-либо. Ведь повествует о неизбежной победе добра над злом, завистью и жестокостью.

– В спектакле звучат прекрасная музыка, завораживающие народные напевы… И впечатлила пластика героев, невероятные летящие движения Царевны-Лебеди!

– Сказка поэтическая, и, чтобы передать ее настроение, подобрали мелодии – красивые, романтичные, и… озорные. Пушкинская сказка же веселая, с юмором. Над музыкальным оформлением мы работали вместе с композитором Василем Гафаровым, хормейстером Климом Калитовым.

– Актерский состав сделал сказку невероятно живой: разнообразные интонации и говорящие паузы, речь героев, и правда, «словно реченька журчит», невероятная пластика в движениях.

– Все актеры сыграли великолепно, каждый выполнил свою творческую задачу. Андрей Ганичев – в роли Салтана, Светлана Бронникова – в образе жены Салтана, Царевну-Лебедь прекрасно воплотила Юлия Абрарова, Людмила Воротникова – образ Бабарихи. Весь актерский состав сработал на отлично.

– Декораций на сцене мало, но игра света полноценно заменяет их. Мы видим и мрачные тучи над морем, и восход солнца над сказочным островом.

– Эту волшебную «ткань» спектакля создала художник по свету Светлана Насонова.

– Расскажите о костюмах, которые хочется назвать произведением искусства. Они тоже говорящие, раскрывают характер героев, а иногда выполняют и роль декорации: к примеру, удивительные головные уборы в виде золотых куполов, сама волшебная Царевна –Лебедь, от которой воочию видишь сияние.

– Нам не хотелось перегружать сцену деталями, сохранить атмосферу чистоты и света. Талантливый художник по костюмам, заслуженный деятель искусств республики Юлия Гилязова постаралась передать в них поэтичный характер сказки,  подчеркнуть черты героев. Мы избегали цветового шума, у нас все светлое, легкое…

– Как перышки Царевны-Лебеди! Думаю, красивую сказку трудно не полюбить. И ведь в вашем репертуаре это не первое пушкинские произведение.

– У нас есть «Капитанская дочка», которую поставил Искандер Сакаев, кстати, мой студент (ныне он живет в Санкт-Петербурге). Сказку «Царевна-Лебедь» мы, конечно, делали не быстро, вложили в нее много сил, души и, надеемся, она будет любима у нашего зрителя.

В спектакле играли Андрей Ганичев, Влад Нурисламов, Светлана Бронникова, Юлия Абрарова, Дмитрий Гусев, Загир Яруллин, Любовь Никитина, Людмила Воротникова, Лада Николаева, Ренат Фатхиев, Асхат Накиев, Эвелина Завричко, Элина Гарданова, Юлия Ныркова

Беседовала Лилия ЗИМИНА.

Настройте меню категорий в конструкторе заголовков -> Мобильный телефон -> Элемент меню для мобильных устройств -> Показать/скрыть -> Выбрать меню.
Корзина
Начните вводить текст, чтобы увидеть сообщения, которые вы ищете.