В Уфе впервые прошёл Международный театральный фестиваль спектаклей для детей и молодёжи
На культурной карте страны появилась еще одна точка притяжения: в Уфе с большим успехом прошел первый Международный театральный фестиваль спектаклей для детей и молодежи «Колонсак». Рождение новой фестивальной площадки такого масштаба стало ответом на вызовы времени, предложив самому непосредственному, но требовательному зрителю — юному — альтернативу цифровому шуму в виде живого, искреннего разговора со сцены. Именно магия театра помогает молодым услышать то важное, что обязательно должно быть услышанным.
Другой жеребёнок
Неделя, насыщенная яркими спектаклями и творческими встречами, позволила уфимским зрителям увидеть лучшие постановки для юной аудитории из разных городов России и Казахстана. Главной нотой этого фестиваля стала искренность.
«Детский и молодежный театр — это не копия «взрослого» искусства, а самобытный мир, где рождаются новые формы, смелые идеи и проверяется на прочность самая главная театральная магия — искренность». Эти слова приветствия участникам фестиваля от председателя Союза театральных деятелей России Владимира Машкова как нельзя лучше отражают суть события, состоявшегося в Уфе. В эпоху, когда молодое поколение окружено цифровым контентом, именно живой, честный разговор со зрителем оказывается тем, чего так не хватает.
Название фестиваля — «Колонсак» — с башкирского переводится как «жеребенок». Это символ юности, энергии и огромного потенциала. Хотя это первый международный фестиваль с таким названием, у него есть предыстория — в конце 1990-х в Уфе уже проходил республиканский фестиваль «Колонсак».
— Мы не говорим, что это возобновление того фестиваля, — поясняли организаторы перед стартом. — Формат сегодняшнего форума более широк, и география тоже.
Идею возродить «Колонсак» в 2019 году выдвинул недавно ушедший народный артист России и БАССР Олег Ханов.
— Олег Закирович для многих актеров нашего театра был первым художественным руководителем, — отметила артистка Национального молодежного театра РБ, народная артистка РБ Рушанна Бабич. — Мысленно мы посвятили этот фестиваль его памяти.
За неделю уфимцы увидели 11 конкурсных спектаклей молодежных театров из Татарстана, Марий Эл, Воронежа, Новосибирска, Ульяновска, Перми, Санкт-Петербурга и Казахстана. Основные показы прошли на сцене Национального молодежного театра имени Мустая Карима, но некоторые постановки состоялись на других площадках: спектакль Казанского ТЮЗа был показан в театре «Нур», а Башкирский академический драмтеатр имени Мажита Гафури представил спектакль «Заятуляк и Хыухылыу» на своей сцене.
Отбор работ на фестиваль был строгим. И здесь вновь вспомним об искренности, которая стала при этом главным мерилом успеха.
— Наш фестиваль представляет честное, искреннее искусство, — отметил художественный руководитель НМТ имени Мустая Карима Мусалим Кульбаев, возглавляющий экспертный совет фестиваля. — Желающих стать его участниками было достаточно много. В начале лета мы просмотрели 24 спектакля. Это было практически во время отпуска, но мы им пожертвовали с радостью. И действительно, театры прислали одни из лучших своих спектаклей, и мы были единодушны в своем выборе. И если республиканский «Колонсак» был прежде всего фестивалем спектаклей-сказок, то афиша международного фестиваля чрезвычайно богата: это и современный материал, и классика, спектакли рассчитаны на разные возрастные аудитории.
В состав авторитетного жюри вошли: режиссер, член жюри премии «Золотая маска» Виктор Шрайман (председатель), заслуженный деятель искусств РБ режиссер Айрат Абушахманов, журналист, автор интернет-портала «Мнение» Лариса Каневская, профессор УГИИ имени Загира Исмагилова, заслуженный деятель искусств РБ Галина Вербицкая и кандидат искусствоведения, завкафедрой теории и истории искусства УГИИ имени Загира Исмагилова Айсылу Сагитова.
Зачем «переписывать» классику?
Большой театральный форум — хороший повод поговорить о развитии современного, в частности, молодежного театра, о том, как он справляется с сегодняшними вызовами.
— На мой взгляд, главное, чем сейчас должно заниматься профессиональное искусство, — это пробуждать человеческую совесть, — говорит Мусалим Кульбаев, — напоминать молодым людям о том, что она в принципе должна быть. Как говорил Жванецкий: «Имей совесть и делай все, что хочешь». Театр должен призывать к милосердию и состраданию, воспитывать такие базовые человеческие качества, как чувство долга, товарищества, способность дружить, любить — в общем, незыблемые, основополагающие вещи, гарантирующие благополучное человеческое общение и вообще развитие человечества. Этим и занимается Национальный молодежный театр Республики Башкортостан — мы стараемся формировать нравственно здоровое будущее поколение.
На фестивале НМТ представил драматическую поэму о патриотизме «Бер ғүмер етмәй икән…» («Одной жизни, видно, мало…»).
«Неклассическое» прочтение классики современными режиссерами — тенденция, которая не могла обойти молодежный театр. Среди фестивальных спектаклей такого плана можно выделить постановку «Олеся» по повести Александра Куприна новосибирского молодежного театра «Глобус». Ее прочтение молодым режиссером Сергеем Захариным, вышедшее за рамки только любовной истории на уровень языческой мифологии, получилось неожиданно философским и атмосферным. В нем есть символизм и условность, но они понятны зрителю. Те, кто читал «Олесю», могут не узнать «своих» главных героев, которых режиссер видит по-своему, и это также интересно! Спектакль не назовешь провокационной трактовкой классики, но это еще один повод поговорить о «смелых» новациях в постановках для подростков: где эта грань между искажением и актуальностью?
— Это касается не только спектаклей для подростков. Если задача режиссера — исключительно в самовыражении, чтобы сделать в классической пьесе то, что никто никогда не делал, то это бывает очень скучно. Искать новые формы — это похвально, но, мне кажется, куда полезнее и продуктивнее искать новые смыслы. Это, конечно, сложнее, — делится мнением Мусалим Кульбаев.
Молодежный театр ищет новые смыслы в эпоху гаджетов, когда его целевая аудитория, как правило, смотрит не внутрь себя, а на экран смартфона. Как привлечь зрительское внимание, не теряя глубину за спецэффектами?
— Мы делаем это очень по-разному. Главное, чтобы честно, интересно; если позволяет драматургия, весело и динамично. Искусственный интеллект — это прекрасная вещь, но! «Все говорят об искусственном интеллекте, а я все тоскую по естественному» — эти слова актера Александра Ширвиндта как никогда актуальны. Сегодня создают универсальных цифровых актеров, идеально играющих, делают «идеальную» цифровую музыку. Голливудские актеры переживают, что их не будут снимать, даже бастуют. Но ИИ — это все про экран. В театре же происходит чудо живого общения — здесь и сейчас, между двумя людьми. И ничего интереснее этого нет. Если мы будем гнаться за визуальными эффектами и терять суть, искусство не будет двигаться дальше, не будет выполнять свою самую, пожалуй, главную функцию — заставить человека задуматься о чем-то.
Участники форума рассказывают, что, бывает, на таких театральных фестивалях юные зрители настолько влюбляются в театр, в сцену, что не только становятся здесь завсегдатаями — у многих появляется желание служить в театре.
Однако, как рассказала народная артистка РБ Рушанна Бабич, профессия актера потребует тебя всего без остатка, а современное поколение привыкло быть «в ресурсе», чтобы все давалось легко:
— Искусство — это всегда преодоление. Когда тебе неудобно, когда ты борешься с препятствиями — только тогда происходит развитие актера и личности. Если человек не готов к этому, в искусство лучше не приходить — оставайтесь зрителем.
Между тем параллельно шла серьезная деловая программа: семинар-лаборатория по театральному наследию и мастер-класс по свету от топового художника Дениса Черепанова. В работе VI Лаборатории-семинара «Музей и архив театра:
проблемы и направления развития» приняли участие специалисты из разных регионов страны, приглашенные Союзом театральных деятелей России.
— Я убежден: свою историю нужно не только любить, но и сохранять. Если мы ее не ценим и не знаем, то кто мы тогда? С какого Марса мы свалились в это дело — искусство театра? Сейчас многие начали переосмысливать свое прошлое, возвращаться к историческим корням. Это очевидная тенденция. Если у нас есть четкие цели и задачи, нас ничто не остановит. Важно понять, что мы хотим найти, как это сохранить и как использовать в текущей творческой деятельности, — подчеркнул Дмитрий Родионов, председатель Комиссии СТД РФ по театральному наследию, главный редактор журнала «Сцена».
Сейчас, когда фестиваль подвел итоги, можно сказать: «Колонсак» состоялся.
В 11 номинациях названы победители:
Гран-при фестиваля завоевал спектакль «Лютый» Акмолинского областного русского драматического театра из Казахстана. Эта же постановка режиссера Тимура Кулова по произведению Мухтара Ауэзова была отмечена за лучшую музыку к спектаклю, а актриса Елена Василевская за роль Белой волчицы удостоена награды за лучшую женскую роль. По сюжету дядя берет племянника Курмаша на охоту, где на пути им попадается волчья нора, и на глазах у ребенка дядя жестоко расправляется с пятью волчатами. Но шестого мальчик из жалости просит оставить. Так в доме начинает жить волчонок по кличке Коксерек. Они растут вместе, дружат, не зная того, что люди и волки — враги. Человек и волк — естественные враги, но их интересы совпадают. И порой сложно отличить, где волк и где человек. Мухтар Ауэзов написал эту историю в 1929 году, а режиссер Тимур Кулов сделал из нее современный вестерн о становлении личности, наполненный яркими образами.
Лучшим спектаклем для детей признан «Солнце Муха Крокодил» Ульяновского театра юного зрителя NEБОЛЬШОЙ ТЕАТР. Спектакль Национального молодежного театра РБ имени М. Карима «Бер ғүмер етмәй икән…» («Одной жизни, видно, мало…») также не остался без наград. Динислам Сафин получил приз за лучшую мужскую роль второго плана (роль Малыша), а сам спектакль был отмечен в номинации «За освоение актуальной тематики».
Другие победители и лауреаты фестиваля «Колонсак»:
«Лучший актерский ансамбль» — спектакль «Лучшевсехний папа, или Краденое солнце» по произведениям Корнея Чуковского (Санкт-Петербургский театр юных зрителей имени А. А. Брянцева).
«Лучшая сценография» — спектакль «Олеся» Александра Куприна (Новосибирский академический молодежный театр «Глобус»).
«Лучшая женская роль второго плана» — Виктория Ельцова за роль кормилицы Джульетты в спектакле «Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира (Пермский театр юного зрителя).
«Лучшая мужская роль» — Булат Гатауллин за роль Батыра в спектакле «Куркак Батыр» («Трусливый Батыр») Ахмеда Файзи (Казанский татарский государственный театр юного зрителя имени Г. Кариева).
«Лучшая постановка сценических боев» — спектакль «Куркак Батыр» («Трусливый Батыр») Ахмеда Файзи (Казанский татарский государственный театр юного зрителя имени Г. Кариева).
Но самой главной наградой можно назвать то, что зритель, отвлекшись от цифрового контента, погрузился в живой разговор о вечном. И «жеребенок» по имени Колонсак, сделав свой первый уверенный шаг, обещает стать долгожданной регулярной площадкой для такого разговора.
Источник: https://resbash.ru/articles/kultura/2025-10-21/kolonsak-iskrennost-protiv-tsifrovogo-shuma-4434814?ysclid=mh1nkljsg743012271