Автору удалось увидеть несколько знаковых постановок — отмеченных жюри, с восторгом принятых публикой. Возможно, они повлияют и на будущее развитие театра во всех городах-участниках, ведь, как отметила директор Новосибирского «Глобуса» Татьяна Людмилина, фестивали устраиваются именно для этого.
— Мне кажется, что сегодня это движение – именно тот путь, по которому должны развиваться профессиональные театры: знакомство друг с другом, с режиссерами, актерами, постановочными командами, — сказала она. — Я хочу выразить огромную благодарность руководству фестиваля и театра и очень надеюсь, что сотрудничество, которое у нас возникло, будет продолжено.
Кто здесь самый лютый?
Спектакль Акмолинского областного русского драматического театра поставлен по рассказу казахского классика Мухтара Ауэзова «Серый Лютый». Чтобы избавиться от хищников, люди убивают волчат, но одного жалеют и отдают на воспитание мальчику Курмашу, который растит его как питомца и друга. Но все не так просто: подросший Лютый убегает и в конечном итоге нападет на хозяина. Суровая жизнь, суровые нравы, но какое все это имеет отношение к нам и как поставить такую историю на театральной сцене? Однако молодой петербургский режиссер Тимур Кулов доказал: можно и еще как!
На сцене — дощатые стены, пыльные столы, железная посуда. Таверна «У черного холма» и ее посетители в стильных шляпах – то ли дикий Запад, то ли Восток. Кто это – ковбои? Мафия? Вы почти угадали: это стая волков, ну а в следующей сцене – компания местных охотников. Изображая тех и других, участники не переодеваются: всего восемь актеров играют то волков, то людей, а иногда и собак — мы понимаем, кто есть кто. Но самое удивительное в том, что наши симпатии скорее на стороне волков. Коксерек (Лютый) убегает в степь и убивает не только ради пищи, но и ради забавы — ну а разве люди не убивают ради забавы, куража, спорта? Охотники, например. Волки беспрекословно подчиняются вожаку – самому сильному и злобному, но и у людей бывают общества и кланы, где царит жесткая иерархия…нет, дело даже в не этом, а в том, что и люди очень даже уважают силу и нахрапистость.
А еще и волку, и человеку нужно кого-то любить, о ком-то заботиться — и Коксерек любит свою подругу и потомство так, как умеют не все люди. Вот только из-за всеобщей злобности места для любви в мире практически не остается. Очередная история о поклонении силе без добра заканчивается трагедией, причем гибнут в первую очередь те, кто изначально не хотел быть жестоким. И, хотя на сцене только люди, мощно звучит и голос автора в защиту природы: хоть она и бывает суровой, самое страшное случается все-таки по вине человека.
О том, как театр пришел к такой интересной постановке, рассказал его директор Бейбит Бахтыгереев:
— Мы долго готовились к этому. Познакомившись с Тимуром Куловым, я спросил его, как он относится к нашей классике, и отправил ему рассказ «Серый Лютый». Он прочитал и через некоторое время сказал, что ему это интересно. И мы приступили к работе с молодым составом актеров.
Единственное, о чем я просил Тимура – стилизовать спектакль: не делать его чисто казахским, а через национальное выйти на общечеловеческое, ведь отношения человека и природы – вечная проблема, которая в наши дни становится все более актуальной.
О боевом братстве
Сам Национальный Молодежный театр представил на суд жюри и зрителей два спектакля: фэнтези по мотивам народного эпоса «Акбузат» Ильсура Казакбаева и Зухры Буракаевой и драматическую поэму о специальной военной операции «Одной жизни, видно, мало», поставленную Рустемом Хакимовым. Спектакль основан на книге писателя Мунира Кунафина, неоднократно выезжавшего в зону СВО, и у многих героев есть реальные прототипы. Например, здесь отражена судьба кавалера ордена Мужества Фаниса Хусаинова по прозвищу Безбашенный, сумевшего угнать вражеский БТР, и подвиг Героя России Ильдара Суфиярова, подорвавшего гранатой себя вместе с тремя врагами.
Небессмысленное зрелище
Но в чем же смысл всего этого, почему юный зритель обязательно должен был увидеть все представленные спектакли? Дело в том, что ни один из спектаклей в театре, особенно детском и молодежном, не бывает чистым развлечением — в отличие от многих ТВ-шоу, фильмов и мультфильмов.
— На мой взгляд, главное, чем сейчас должно заниматься профессиональное искусство, – пробуждать человеческую совесть, напоминать молодым людям о том, что она в принципе должна быть, — считает председатель экспертного совета фестиваля, художественный руководитель Молодежного театра Мусалим Кульбаев. — Как сказал Жванецкий: «Имей совесть и делай все, что хочешь». Театр должен призывать к милосердию и состраданию, воспитывать чувство долга, товарищества, способность дружить, любить — в общем, незыблемые, основополагающие вещи, гарантирующие человеческое общение. Этим и занимается Национальный Молодежный театр: мы стараемся формировать нравственно здоровое будущее поколение.
И действительно, каждый спектакль на фестивале по-своему делал именно это. Даже в спектакле для самых маленьких «Где лужа, там и я» герои — Шалун, Зануда и Романтик — относились друг к другу и к зрителям внимательно и по-дружески, без соперничества и задирания, показывая, что так гораздо лучше. Спектакль Петербургского ТЮЗа «Лучшевсехний папа» показал, что такое естественная любовь между детьми и родителями, которую нужно беречь, избегая конфликтов, о которых так любят говорить современные психологи. А в сказке татарского театра «Трусливый батыр», где завязывается по-подростковому жесткий конфликт, единственное, что заставляет юного героя меняться и взрослеть – желание защитить своих друзей – по сути, от других подростков, только живущих по другим понятиям.
«Лучшим спектаклем для детей» стало красочное представление «Солнце Муха Крокодил» Ульяновского театра юного зрителя «Небольшой театр», «Лучшим актерским ансамблем» признаны актеры спектакля «Лучшевсехний папа, или Краденое солнце» по произведениям Корнея Чуковского (Санкт-Петербургский театр юных зрителей имени А. А. Брянцева). Спектакль НМТ «Одной жизни, видно, мало…» также не остался без призов: он отмечен в номинации «За освоение актуальной тематики», Динислам Сафин получил приз за лучшую мужскую роль второго плана, а Байегет Мухарлямов — спецприз за исполнение роли Кагармана. За «Лучшую сценографию» награжден спектакль «Олеся» по повести А. Куприна (Новосибирский академический молодежный театр «Глобус»). Лучшую женскую роль второго плана — роль кормилицы Джульетты — сыграла актриса Пермского ТЮЗа Виктория Ельцова в «Ромео и Джульетте», а лучшую мужскую роль – главного героя Батыра — Булат Гатауллин в спектакле «Трусливый Батыр» Казанского татарского театра юного зрителя им. Г. Кариева. «Трусливый батыр» также отмечен и за лучшую постановку сценических боев.
И, наконец, Гран-при председатель жюри — режиссер, актер, критик, член жюри национальной театральной премии «Золотая маска» Виктор Шрайман вручил директору Акмолинского русского драматического театра Бейбиту Бахтыгерееву за спектакль «Лютый». Также постановка была отмечена за лучшую музыку, а актриса Елена Василевская — за лучшую женскую роль, роль Белой волчицы.
— «Колонсак» удивителен своей теплой атмосферой, невероятно радушной организацией, — отметила член Союза журналистов России, член Союза театральных деятелей РФ, автор интернет-портала «Мнение» Лариса Каневская. — Нас здесь принимали как родных, в такой атмосфере было очень приятно работать. Мы увидели много хороших спектаклей. Абсолютным потрясением стал для меня казахский театр, с которым раньше я не была знакома, и я очень благодарна Уфе за эту встречу. Тонкая и умная режиссура, невероятное владение голосом, музыкой — все это о нем. Также на меня произвели впечатление уфимские актеры, способные справиться с любой ролью. В целом программа получилась: она действительно, как и было заявлено, несет добро, свет и любовь.
В итоге фестиваль решено сделать регулярной площадкой для творческих встреч, следующая намечена на 2027 год.
Автор: Екатерина КЛИМОВИЧ.
Источник: https://vedomosti102.ru/articles/kolonsak-v-zashchitu-dobra/