РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН, УФА, ЛЕНИНА, 62

Мир входящего в большую жизнь

На излете своего тридцать четвертого творческого года (а он у театрального люда, как известно, заканчивается к лету) НМТ, уже закрыв очередной сезон, перед выходом в отпуск порадовал зрителя еще одной премьерой. Речь о спектакле «Рассказы Альфии», поставленном художественным руководителем Национального Молодежного театра, заслуженным деятелем искусств РБ Мусалимом Кульбаевым по произведениям народного поэта Башкортостана Мустая Карима. И в год 105-летия со дня рождения Мустафы Сафича, имя которого с честью носит Национальный Молодежный театр Республики Башкортостан, это очень естественно, если не сказать логично.
Несколько рассказов Поэта, героиней которых стала его дочь Альфия, в свое время были объединены в тоненькую книжицу с замечательными иллюстрациями графика Эдуарда Мустакимовича Шагеева и выпущены Башкирским книжным издательством в 1974 году под названием «Туда или Сюда» (по рассказу, открывающему свод историй о маленькой девочке, входящей в большой мир).
Эти очень обаятельные миниатюры, несущие в себе свет нежности и тепло трогательного внимания автора к своему чаду, подрастающему и меняющемуся буквально на глазах, пожалуй, то немногое из творческого наследия Мустафы Сафича, что доселе не получило воплощения на сцене и на экране…
И данный факт имел немаловажное значение для Мусалима Георгиевича, первым решившего попытаться перенести крошечные рассказы (или, если хотите, рассказы для крошки) Поэта на сценические подмостки.
Думаю, это было непросто, поскольку литературные «нэцке» Мустая Карима, скажем так, не имеют драматургической основы, в них трудно выявить природу конфликта, которого, собственно, и нет. Они, как чудесные полевые цветики, – растут, напитываясь светом, источая аромат луга, свежести, утренней лазури, и радуют глаз, как пушинки одуванчиков, которые разлетаются, подхваченные легким ветерком. Они просты, безыскусны и чисты, как дыхание маленького ребенка, вступающего в жизнь. А то, что просто, на самом деле очень сложно перенести в пространство театра. Именно поэтому режиссер Кульбаев, сам взявшийся за инсценировку, а на данной стезе он уже не раз прекрасно проявил себя, подходил к прозе Мустая Карима чрезвычайно трепетно, сразу же определив жанровую природу спектакля как «Одно счастливое детство» и дополнив содержание книги «Туда или Сюда» еще двумя рассказами Поэта, отдав его «прямую речь» Альфие, и фрагментом из замечательной повести Мастера «Радость нашего дома». За счет этих отрывков выстроилась история открытий и дней маленькой девочки по имени Альфия, которая в этом путешествии по жизни растет, набирается знаний и учится быть самостоятельной. Повторюсь, мне чрезвычайно импонирует та бережность и деликатность, с которой вся постановочная команда – сам Мусалим Кульбаев, художник – заслуженный деятель искусств РБ Юлия Гилязова, а также балетмейстер Андрей Сорокин (пластическое решение сценического пространства), художник по свету Светлана Насонова и звукорежиссер Ульяна Чарыева (музыкальное оформление вместе с Мусалимом Георгиевичем) работала над новым спектаклем НМТ. К этому сплоченному отряду я отнесу и актеров, обаяние, чистота и искренность коих при создании образов и детей, и взрослых, охраняющих незыблемость мира ребенка, просто покоряют. При первом взгляде на сцену Камерного зала НМТ твоим глазам открывается огромная распахнутая навстречу новой жизни книга, страницы которой заполнены рукой автора, и почерк этот художник Гилязова старалась приблизить к манере письма, свойственной Мустафе Сафичу, во всяком случае, и в этом смысле «интонация» мэтра в контексте спектакля, безусловно, сохранена. В центре открытой книги мы видим проём, уводящий нас мыслями к знаменитому циклу фантазийных повестей британца Клайва Стейплза Льюиса, а именно к первой части знаменитых «Хроник Нарнии», получившей название «Лев, Колдунья и Платяной шкаф». Напомню читателю о том, что маленькая Люси, оказавшаяся вместе со старшими братьями и сестрой в доме профессора Керка, первой обнаруживает загадочный шкаф, проход в котором ведет в волшебную страну Нарнию. Так и девочка Альфия, шагнув в отцовскую книгу, ведет за собой зрителя в таинственные земли (Terra Incognita), которые для ребенка пока остаются неисследованными, а взрослые уже просто забыли о тайнах и чудесах этой планеты… И ты сразу понимаешь, что режиссер Кульбаев все-таки иначе определил жанр своей новой постановки, просто не стал этого обнародовать. Я говорю о жанре путешествия в детство, а точнее – о приеме некоего погружения, скажем так, взрослого зрителя в те ощущения, которые за давностью лет им уже давно утрачены, но где-то на самом донышке памяти они затаились, и «Рассказы Альфии» способны поднять их на поверхность и благодаря этому омыть душу ключевой водой воспоминаний… И еще меня поражает то, как мудрый, прошедший фронт, преодолевший немалые беды и трудности Мустай Карим сумел сохранить в своем сердце все то, что ему было дорого в детстве, и не утратил способности взглянуть на мир глазами ребенка! И именно таким, мягким, нежным и не забывшим своих ощущений тех лет, когда деревья были большими, создал образ отца Альфии заслуженный артист Башкортостана Ренат Фатхиев – в проекции взрослый зритель читает за ним характер самого Мустафы Сафича. И сдержанная манера общения с ребенком, и спокойная ласковость Фатхиева – папы девочки (а у Рената и у самого есть любимая дочь), и даже мягкая полосатая безрукавка, в чем-то похожая на ту, в которой ходил Поэт, – все уводит нас мыслями к колоссальным талантом наделенному прототипу героя. И исполняющая роль матери Альфии актриса Карина Фат-Ярмеева обаянием своим, светом глаз, мягкостью, целомудрием и особенной статью сообразна нашему представлению, пусть и умозрительному о Рауфе Суфьяновне, спутнице жизни Мастера.
А теперь несколько слов о главной героине – девочке по имени Альфия, образ которой создан Элиной Гусевой. И этот выбор режиссером актрисы на заглавную роль тоже очень точное попадание. Тонкая, чуткая, словно согретая солнцем изнутри, актриса, незримо беря за руку каждого сидящего в зале, ведет зрителей в исполненный волшебства березовый лес, зовет полюбоваться порхающими бабочками, позволяет ощутить запах земляники, найденной в траве… И мы вспоминаем: Да! Мы тоже собирали зреющие в зелени травы ягоды; караулили за маминой спиной то мгновение, когда с распространяющего умопомрачительный аромат варенья, достигающего точки кипения на плите, будут снимать пенку, и смертельно обижались, когда нас бесцеремонно гнали из кухни. Ведь это же мы – двадцать, тридцать, сорок, страшно сказать, сколько лет назад!.. Но ведь было же! И было счастьем. Вот только понимаем мы сие лишь сейчас. И, кстати, не без помощи спектакля НМТ, его актеров и новелл Мустафы Сафича…
Возвращаясь к работе Элины Гусевой, нельзя не сказать о том, что актриса очень естественна в роли маленькой девочки, она не пытается говорить якобы на «детском языке», как это зачастую бывает у исполнителей «ребячьих» ролей, не «бебешкает», не «сепелявит». Она просто играет сос-тоя-ние (!), пытаясь погрузиться в мир ребенка. И делает это чрезвычайно естественно, если не сказать идеально. Благо в жизни этой молодой мамы есть примеры, на которые она может ориентироваться…
Вровень с Элиной Гусевой создают образы детей ее коллеги из русской и башкирской трупп, говорю о тех из них, кто взял за основу именно уже упомянутое состояние и ощущения ребенка, отказавшись от того, что близко к комикованию и карикатуре. И не могу не отметить блистательно исполненную Владиславом Нурисламовым роль Воспитанного Воробья, и множество образов, созданных моей любимой Ладой Николаевой, заслуженной артисткой Башкортостана (Цветок, прекрасная Сорока-сторожиха, проницательная Учительница и прочая, и прочая); а также актрисой Заремой Абакачевой; и пожелать удачи начинающему актеру Ильгизару Кудашеву.
И еще. В завершающей спектакль истории «Когда Дед Мороз был маленьким», в которой Ренат Фатхиев был един в двух лицах, примерив на себя бороду и шубу главного Зимнего волшебника, меня поразило еще одно совпадение. Мустафа Сафич, будучи уже человеком зрелым и повидавшим в своей жизни очень и очень многое, в какой-то момент задумался: «А откуда на самом-то деле появился Дед Мороз и был ли он когда-нибудь маленьким мальчиком?»… Возможно, его на эти мысли навели вопросы самой Альфии, а возможно, Мудрец, Философ и Поэт, сохранивший в себе того мальчика, которого в Кляше звали Повивальным дедом и который дружил с рыжим Асхатом, делясь с ним вкуснейшей ржаной лепешкой, он вдруг сам решил порассуждать о биографии Кыш-бабая… Не знаю, все может быть.
Так я это к чему? А к тому, что в репертуаре муниципального Театра юного зрителя есть трогательный новогодний спектакль «Маленький Дед Мороз», который режиссер Полина Шабаева поставила по одноименной пьесе Дмитрия Войдака. Вспомнив сей факт, я подумала о том, что с разницей в несколько десятилетий появилась история о том, как сам Дед Мороз пытается вспомнить времена, когда он был маленьким мальчиком. Не думаю, что Дмитрий Войдак читал рассказ Мустафы Сафича. Он, заслуженный артист России, работающий в Омском государственном театре кукол, лауреат различных театральных фестивалей, со временем стал сочинять пьесы, которые приняты к постановкам в очень многих творческих коллективах России. Войдак-драматург, став папой сына Степана, начал изучать характер и запросы юного зрителя, что называется, на личном родительском опыте. Напомню также о том, что финская писательница Анну Штонер создала серию книг для детей, героем которых стал именно маленький Дед Мороз. Но приключения оного в корне не совпадают с тем, о чем писали Мустай Карим и драматург Войдак. Так что актер Омской «куколки» тоже шел своим путем. Но кто знает, возможно, маленький Степа огорошил в свое время отца тем же вопросом, который задала своему папе девочка Альфия… И вот какие выводы напрашиваются. Если рядом с творческой личностью растет ребенок, способный задавать такие вопросы, то по-настоящему талантливый родитель не может на них не среагировать. Это первое. А второе тоже лежит на поверхности. Коли взрослый человек сохранил в своей душе чувства, свойственные ребенку, то для него вполне естественно решать подобные вопросы, которые в детском возрасте воспринимаются как бытийные.
…В день премьеры артисты Молодежного театра нервничали, поскольку на спектакль пришла Альфия Мустаевна Каримова, дочь Мустафы Сафича, та самая Альфия, ставшая героиней книжечки «Туда или Сюда». В какие-то моменты по ходу спектакля она явно смахивала слезы с глаз, поскольку глубинное погружение в давно ушедшее детство – это в каком-то смысле испытание. В финале события Альфия Мустаевна расцеловала свою сценическую тезку и ее «папу», обняла и поздравила всех артистов и постановочную группу, сказав:
«Конечно, я волновалась, но чувствовала уверенность в том, что все будет замечательно! Папы уже нет с нами девятнадцать лет, но наша семья и Национальный Молодежный театр имени Мустая Карима вместе все эти годы. Я очень много знаю о театре, очень люблю наших актеров, режиссеров. Ренат Фатхиев прекрасно воплотил на сцене образ папы, человека со стержнем. И ощущение того, что Мустай Карим был с нами в этот час, не покидало меня, думаю, ему бы спектакль понравился».
Что к этому добавить, уважаемый читатель? Только одно: обязательно приходите в театр вместе с детьми, совершите путешествие в одно абсолютно счастливое детство, и это послужит вашему единению – и со своим ребенком, и с ребенком, который до поры до времени дремлет в каждом из нас… Это же так важно! И нравственные постулаты спектакля «Рассказы Альфии» в том вам порукой.

Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
Настройте меню категорий в конструкторе заголовков -> Мобильный телефон -> Элемент меню для мобильных устройств -> Показать/скрыть -> Выбрать меню.
Корзина
Начните вводить текст, чтобы увидеть сообщения, которые вы ищете.