РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН, УФА, ЛЕНИНА, 62
8 800 250 4665 / 9:00-21:00 МСК
РБ, УФА, ЛЕНИНА, 62
8 800 250 4665 / 9:00-21:00 МСК
Опрос «Уровень удовлетворенности граждан работой государственных и
муниципальных организаций культуры, искусства и народного творчества».

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
 https://forms.mkrf.ru/e/2579/xTPLeBU7/

Премьеры в Уфе: «Спасите Леньку!»

25 и 26 апреля в Национальном молодежном театре РБ им. Мустая Карима пройдут премьерные показы спектакля по пьесе Малики Икрамовой «Спасите Леньку!». Режиссер Мусалим Кульбаев.

Журналистов пригласили на генеральный прогон и сдачу спектакля накануне, 24 апреля, и мы в полной мере оценили великолепный подарок Молодежного театра уфимцам и гостям города к 80-летию Победы. Постановка поднимает тяжелую тему блокады Ленинграда, которая даже спустя десятилетия стучит в сердца россиян «пеплом Клааса».
Блокада — один из главных символов Великой Отечественной. Она длилась 872 дня… Всего 3% населения погибло от бомбежек, 97% — от голода. В домах не было отопления и водоснабжения, а сильные морозы быстро добивали ослабших от голода людей. В первую очередь умирали старики и дети.

Удивительную пьесу современного драматурга нельзя читать и смотреть без слез, хотя в ней есть и юмор, и целая стайка ярких смешных животных из далекой-далекой Африки.
Откуда Жираф (Загир Яруллин), Лев (Салават Нурисламов), Мартышка (Эвелина Завричко) и Акула (Ольга Мусина) вдруг появились в тяжелой драме о войне? Это вымышленные друзья маленького умирающего в стылой квартире мальчика Лени Шапиро (Владислав Нурисламов). Ленька из-за дистрофии уже не может ходить, страшно мерзнет под кучей одеял, но сочиняет сказку про жаркую Африку и мечтает увидеть диковинный кокос. То ли во снах, то ли в голодных галлюцинациях ребенка африканские звери придумывают план, как ему помочь.

А соседка Лени, Оля, случайно прочитав в его тетради про мечту мальчика, решает ее осуществить. Девочка просит маму хотя бы на один день принести из Института растениеводства кокос.
Художник-постановщик из Санкт-Петербурга Наталья Белова умудрилась в небольшом пространстве Камерной сцены уместить все три локации драмы: квартиру Леньки, кабинет Института растениеводства и Африку. Причем Африка построена в виде небольшого подиума, очень похожего на кукольный театр, с двумя пальмами-колоннами по бокам. Локальная «сцена на сцене» условно соединяет ослепительно фееричный, теплый по колористике мир фантазии с мертвенно-холодным монохромом суровой реальности. В лучах прожекторов веселые друзья мальчика ссорятся, мирятся, танцуют, строят планы, но свет гаснет, и на сцене мы видим только нехитрый скарб и заклеенные крестами окна бедной комнатушки коммунальной квартиры. Пронзительный контраст цветов и эмоций позволяет в необычном ракурсе увидеть и осознать трагедию подвига несдающегося города-героя.
Меня очень впечатлила и неимоверно восхитила работа художника над вроде бы незначительными элементами сценографии и декораций. Они были продуманы до мельчайших нюансов и имеют свой шлейф истории. Например, Ленька вытаскивает из под подушки большую тетрадь-дневник, где он пишет сказку, делает какие-то заметки на полях, дополняя их рисунками.
Я после спектакля посмотрела и полистала этот дневник — он был весь исписан неровными строчками и изрисован! А еще из него выпали какие-то обертки, пожелтевшие открытки — обычные нехитрые сокровища маленького мальчика. Вот зачем, скажете вы, так скрупулезно работать над страницами тетради, если зрители видят только ее обложку?

А это не просто бутафория. Это портал Леньки из ледяного Ленинграда в изнывающую от зноя Африку. И артист, листая пожелтевшие страницы такого почти НАСТОЯЩЕГО альбома блокадника, не играет, а по-настоящему проживает свою роль.

Тронул коллаж из рисунков мальчика на стене зрительного зала, недалеко от условной сцены.
И как же изумительно были решены костюмы животных! Их огненная палитра пестрела и переливалась всеми оттенками желтого, оранжевого, алого. Принты на камзоле и брюках Жирафа и пиджачке Льва, как мне рассказали в пошивочном цехе — авторская рукотворная работа Натальи Беловой. Африканские узоры, фигурки разных животных визуально обогащали образы, перекликаясь с детскими рисунками дневника Леньки. По стилистике костюмы близки к буффонаде, хотя все герои ясно читаются.
Мусалим Георгиевич решил ввести в пьесу еще одного персонажа. Во время монолога про крыс, наводнивших блокадный город, на сцену выходит Смерть (Людмила Воротникова) с коляской, полной этих тварей.
Понравилась придумка с Акулой, приплывшей из Ленинграда. Она возвращается в телогрейке и тоже закутана в шаль.
Также режиссер ввел в пьесу стихи Николая Гумилева, которые проникновенно читает мама Леньки, Эмма Афроимовна (Александра Комарова). Тонкий мир поэзии — спасательный круг блокадницы. На глазах страдающей женщины угасает ее девятилетний сын, и единственное, что она может для него сделать — это делиться своей крохотной пайкой еды. В одном из интервью драматург Малика Икрамова говорила, что в пьесе нет случайных героев или выдуманных фамилий. Все истории реальны, написаны по рассказам ленинградцев-блокадников.
Новые соседи семьи Шапиро, девочка Оля (Элина Гусева) и ее мама (Лада Николаева), сохранили в страшной череде бесконечных испытаний и ужасов главную ценность — человечность и сострадание. Кристально честная Татьяна Игоревна даже решается на изначально невозможный для ее совести и чувства долга поступок: принести с работы кокос. Не для дочки или себя — для Леньки.
Ее коллега-доходяга Александр Яковлевич Молибога (Асхат Накиев) случайно обнаруживает «кражу» и требует немедленно вернуть экспонат в коллекцию. Но и его сердце тронула история Леньки. Он все-таки разрешает на один день вынести кокос из стен института, переступая через свои представления о честности. Монолог Лады Николаевой вызвал такой живой отклик в сердцах зрителей, что уже не стесняясь, рыдали все. Как и в последней финальной сцене, где стайка зверей на плоту отчаянно гребет, чтобы успеть спасти Леньку.

После спектакля удалось пообщаться не только с членами постановочной труппы, но и с некоторыми зрителями.

Мусалим Кульбаев, режиссер-постановщик, художественный руководитель НМТ, заслуженный деятель искусств РБ:

— Пьеса Малики Икрамовой меня зацепила неожиданным взглядом современного человека на всем известную историю восьмидесятилетней давности. Актеров часто пробивало на слезы на читках, да и на сцене они изо всех сил старались преодолевать себя. Иногда и у меня подкатывает к горлу ком. Этих эмоций стесняться не надо. Древние греки называли катарсисом очищение через сострадание. Ведь пока мы способны сострадать неизвестным и далеким от нас по времени и географически людям — мы сохраняем в себе человечность.

Наталья Белова, художник-постановщик (Санкт-Петербург):

— Для меня эта история очень личная. Моему папе в блокаду было примерно столько же лет, как Леньке. Я позволила себе включить в реквизит наши семейные довоенные фотографии.
Малая сцена не терпит лжи. Режиссером была поставлена задача найти баланс между образностью вымышленного мира и реальной трагедией. Африка легким касанием напоминает ретро-цирк. Мы не стали утяжелять постановку лишним антикварным реквизитом, а остановились только на тех деталях декораций, которые визуализируют самое важное. Мир фантазий умирающего ребенка похож на маленький домашний кукольный театр. Он как старинная музыкальная шкатулка с двигающимися фигурками.
Наш спектакль — о силе человеческого духа. Ленька создает свой особый мир, а это уже почти библейская история.

Валерия Рылеева приехала в Уфу из Санкт-Петербурга с лекциями о блокадных свадьбах, прошедшими в Национальном музее РБ и городском детском краеведческом центре. И совершенно случайно перед отъездом попала на генеральный прогон премьеры. Валерия, с красными от слез глазами, искренне благодарила уфимцев за восхитительную постановку.
Валерия Рылеева, руководитель исследовательского проекта «Блокадные свадьбы»:

— У нас в семье тоже сохранилась личная история о том времени. Мою бабушку вместе с тремя детьми должны были эвакуировать в Уфу. Но в Ярославле, где остановился поезд, бабушка пошла за кипяточком для детей и встретила своего родного брата. Он тут же решил отправить сестру с детишками в Ярославскую область к родителям. Успели переоформить все документы не только родных, но и семьи начальника дедушки. Всего 12 уже сдружившихся взрослых и детей поменяли маршрут эвакуации. Таким образом моя бабушка тогда до Уфы не доехала, зато сейчас здесь оказалась я, ее внучка. Я безмерно благодарна уфимцам за теплый прием, за то, как они слушали лекции, как вместе со мной плакали и улыбались. Ведь слезы и счастье были в блокадном Ленинграде рядом.
Всю блокаду в Ленинграде работали загсы. Они тогда назывались отделами актов гражданского состояния. Сейчас в Санкт-Петербурге сохранился загс, функционирующий в том же помещении, в котором он работал в годы войны.
За время блокады было зарегистрировано 14878 браков! Не все, конечно, играли свадьбы. Еще нам известно о двух венчаниях, которые произошли тогда.
За время блокады было рождено 95000 детей. Жизнь продолжалась!
То, что в день знакомства с Уфой меня пригласили на этот потрясающий спектакль — можно назвать Божьим проведением. Я преподаю речь, обучаю речевой импровизации, но сейчас нахожусь в полном замешательстве. Я пытаюсь подобрать верные слова, чтобы описать то, что я испытала на предпремьерном показе, и у меня это плохо получается.
Знаете, бывает, приходишь в храм и батюшка так проводит службу, что ты всем естеством ее чувствуешь и проживаешь, каждой клеточкой. А потом идет причащение.
Сегодня я прожила причащение жизнью, несмотря ни на что. Огромное спасибо режиссеру и замечательным актерам!

Автор:Эмилия Завричко

Источник: https://mgazeta.com/articles/kultura/2025-04-25/premiery-v-ufe-spasite-lenku-4212594

Начните вводить текст, чтобы увидеть сообщения, которые вы ищете.