Воспринимать его без должной театральной закалки непросто. Действие нарочито растянуто, в нем много пауз. Не в силах выдержать заданный темпоритм, а вовсе не от отсутствия интереса, в антракте многие ушли, а, одеваясь, спрашивали у гардеробщиц: «Не знаете, чем там заканчивается?»
Фото: Пресс-служба НМТ им. М. Карима
Спектакль — о взаимоотношениях в семье Коломийцевых, состоящей из семи абсолютно разобщенных «я». Семье, где живут Вера, Надежда, Любовь и мать их София и где одно поколение безжалостно ломает другое.
Их жизнь протекает в период между двумя русскими революциями, на сломе эпох, отразившихся на всем обществе и семье как его ячейке. Любви здесь нет, теплится она разве что между младшими — Верой (Эвелина Завричко) и Петром (Влад Нурисламов). Они есть «последние», которые могут стать такими же, как родители, привычными ко лжи, неприязни и иждивенчеству. Или не стать, если сумеют развить лучшие свои качества, еще не разъеденные «свинцовыми мерзостями дикой русской жизни».
Каждого взрослого можно описать кратко. Отец — Иван Коломийцев (Ренат Фатхиев) — семейный деспот. Мать (Лада Николаева) — «серая мышь», с которой никто не считается. Даже ее покаянное: «Простите, дети, что я вас родила!» — оценивается как «трагический балаган». Брат отца Яков (Дмитрий Гусев), в доме и на деньги которого все живут, из-за болезни тоже не борец. Но вот уж кто не тонет ни в какие времена благодаря «умению жить», так это старшая дочь Надежда (Карина Фат-Ярмеева) и ее муж Лещ (Асхат Накиев). Надежда, как и ее старший брат Александр (Ильяс Хасаншин), — прожигатели жизни, которых интересуют только они сами.
Одна надежда на «последних», которые еще чутко реагируют на зло («Сердце умирает сразу, с первого удара!), догадываются, что в семье все должно быть иначе («Однако вы, отцы и матери, ужасно легко и просто играете детьми») и осознают свою ответственность («Мы хотим знать, что вы делаете, мы должны понимать это, на нас ложатся ваши ошибки!»).
Чтобы показать в «отцах и детях» их суть, во втором акте режиссер помещает каждого в раму — в дверной проем, подсвеченный светодиодной лентой.
На протяжении всего спектакля у края сцены, ни разу на нее не поднявшись, копошится нянька Федосья (в высшей степени профессионально сыгранная Ольгой Мусиной). Большинство зрителей ее не видит, но все слышат песни, прибаутки и комментарии, которыми она сопровождает происходящее. Нянька — некая константа, воплощение души народа, нравственный камертон, задвинутый в темные времена куда подальше — в прямом и переносном смысле.
Несмотря на долгую работу над спектаклем, не все задумки на премьерных показах удалось реализовать. Например, часть зрителей планировалось разместить на сцене, но не получилось, и для многих осталось загадкой: почему актеры произносят текст, стоя спиной к залу.
Спектакль сложно оценить, посмотрев лишь раз, так много в нем символов, режиссерских решений, да и актерам нужно время, чтобы глубже вжиться в образы.